Новости

09.09.2016

Раскрыта тайна появления белого пятна на картине Эдварда Мунка «Крик»

Чтобы определить происхождение пятна на версии картины Эдварда Мунка «Крик» (Edvard Munch, The Scream), которая была написана в 1893 году и сейчас находится в коллекции Национального музея Норвегии (Norway’s National Museum), исследователи использовали рентгеновскую дифракцию. Долгое время думали, что пятно — след от птичьего помёта, но оказалось, что это не так.

После нескольких лет спекуляций вокруг картины, учёные из Университета Антверпена в Бельгии окончательно решили загадку самой знаменитой картины Эдварда Мунка: странный белый знак оставлен восковой свечёй, а не птицей.

Напомним, Мунк написал четыре версии «Крика» в 1890-х годах, но на варианте 1893 года хорошо заметно белое пятно неизвестного происхождения возле плеча кричащего субъекта. Как известно, Мунк много рисовал на открытом воздухе для того, чтобы силы природы буквально оставляли свои следы на его полотнах. Поэтому долгое время считалось, что пятно оставила птица. Об этом написал один из сотрудников Университета Антверпена на своём сайте.

Профессор Тине Фройсакер (Tine Frøysaker) из Университета Осло и Тьерри Форд (Thierry Ford), реставратор картин из Национального музея, не поддержали эту версию. Фройсакер, которая уже сталкивалась с птичьими экскрементами за время своей карьеры, отметила, что пятно не выглядит как птичий помёт под микроскопом. Её слова подтверждает и Форд, добавляя, что «экскременты птиц, как известно, разъедают и вызывают мацерацию многих материалов». Вещество на картине Мунка лежит на краске уже много лет и за все эти годы не причинило никакого вреда.

“Последний технический аргумент против этой теории — тот факт, что Мунк использовал картонную подложку для написания «Крика», материал, которому при всей его хрупкости и гигроскопичности мог быть нанесён серьёзный ущерб, если бы Мунк оставлял картину на улице”, — заключает в своей статье представитель Университета Антверпена.

В мае прошлого года группа специалистов по рентгеноструктурному анализу и электрохимии из Антверпена была приглашена в Осло, чтобы проанализировать материалы, которые использовались при написании «Крика» и для того, чтобы разрешить давний спор вокруг загадочного пятна. Исследователи взяли пробу вещества и проанализировали его при помощи рентгеновской дифракции. “Я сразу узнал картину дифракции воска, так как уже не раз сталкивался с этим материалом”, — рассказал Фредерика Ванмеерт (Frederik Vanmeert), аспирант из Антверпена.

Д-р Герт ван дер Сникт (Geert van der Snickt) даже собрал образцы птичьих экскрементов, чтобы картина исследования была полной. “Я должен признать, что я был немного смущён, собирая образцы этого материала перед глазами туристов”, — признался он. Можно с уверенностью сказать, что рентгеновская дифрактограмма образца полностью соответствует воску, и абсолютно не похожа на птичий помёт. Ван дер Сникт признал, что “состав помета сильно зависит от питания птицы, но я искренне сомневаюсь, что картина Мунка подверглась нападению птицы, питавшейся воском”.

Исследователи полагают, что белое пятно попало на картину с капающей свечи в студии Мунка. Тайна белого пятна долгое время озадачивала учёных и галеристов, и, наконец, она раскрыта.

Источник: gallerix.ru