English version
Главная Новости культуры Последние поступления Виртуальный тур

Новости культуры

28.09.2016

205 лет назад был освящен Казанский собор в Петербурге

Храм, в который со всей страны едут, чтобы поклониться чудотворной Казанской иконе Божией Матери, строили 10 лет. Внутреннее убранство сравнивали с  дворцовым, а знаменитую колоннаду называли каменной симфонией. Собор стал не только знаковым для Петербурга, но и символом русских побед. Корреспондент Александр Сиротин об истории храма.

Появление Казанского собора стало событием не только в религиозном смысле. Его называли торжеством русского строительного искусства. Дело в том, что, в создании не принимал участие ни один иностранный специалист. Все – от самого простого рабочего, до главного архитектора – были людьми русскими. Хотя в конкурсе принимали участие и очень известные в то время европейские зодчие.

При этом заказчик, Павел Первый, потребовал, чтобы будущий собор напоминал величественный Собор Святого Петра в Риме. Поэтому центральное место в композиции заняли 96 13-метровых колонн. Проект тогда никому не известного молодого архитектора, в прошлом крепостного – Андрея Воронихина, попал на стол императора стараниями графа Строганова. Павлу Первому этот проект понравился больше других.

Диана Цветкова, экскурсовод: «Рассеивающий наружный свет не дает такой красивой игры света. Почему наш собор называют «симфонией из камня». Вот эта игра света дает особую красоту и открывает богатство этого камня. Это особенность стиля Воронихина. Он умел открыть, предчувствовать, как тот или иной материал, в той или иной обстановке будет себя вести и как сыграет».

Все уникальные задумки Воронихина за 15 лет работы реставратором смог оценить Александр Севастьянов – прямо в храме у него мастерская. Сам собор он в полушутку  называет «архитектурным кентавром» – за эклектику.

- Барочная постройка в классицизме. Еще и православный храм. И барокко? И классицизм? Да. Еще и храм – чтобы уж совсем ни в какие.

На рабочем месте порядок – идеальный. Эта привычка – поясняет мастер, позволяет сэкономить время, которое уходит даже не на саму работу с деревом, а на изучение архивных фотографий. Именно по ним приходится восстанавливать утерянные элементы. Главное для реставратора, говорит Александр Семенович, – восстановить рисунок максимально близко к тому, как это задумывал автор, а самому остаться незамеченным. Некоторые детали выполнены настолько искусно – делится художник, что можно увидеть, как за декоративной композицией скрывается симфоническая.

Еще одно изобретение Воронихина – использование в строительстве собора металлических конструкций. Несмотря на критику зарубежных коллег он применил их для возведения верхних перекрытий, купола и даже элементов декора сводов. Всё это создало особую акустику.

Собор сильно пострадал после революции. Очень многое было разрушено и утеряно безвозвратно. В православном храме тогда разместили  музей религии и атеизма. А на куполе вместо креста подняли флаг. На место он вернулся только в 1994-м.

- Операцию по установке креста пришлось переносить несколько раз. Один перелет вертолетчики сделали в холостую – мешал ветер. И лишь вечером, со второй попытки работа была завершена. В толпе раздались аплодисменты.

Изначально, собор был построен для хранения чтимого списка чудотворной Казанской иконы Божией Матери. Она – на центральном месте в главном алтаре. Православную реликвию от большевиков сберечь удалось. А вот сам иконостас пришлось полностью восстанавливать.

Павел Красноцветов, настоятель Казанского собора в Санкт-Петербурге: «Иконостас был серебряный до 1922 года. В 1922-ом разрушили, когда изымали церковные ценности. Серебро было подарено казаками, отбито у французов, которых гнали казаки из Москвы. Целый воз. 60 пудов приблизительно. Кто-то говорит 46. И Кутузов велел передать его в Казанский собор».

Достопримечательность – пожалуй, слишком скромное для Казанского собора слово. Ценность историческая, культурная, архитектурная, религиозная, а ещё – памятник воинской славы… С этим местом связаны драматичные моменты последних двух столетий в жизни страны. Несколько революций и войн. Именно у главной иконы собора Кутузов молился перед тем, как повести солдат к победе над Наполеоном. Здесь же сейчас находится могила великого русского полководца. В Великую Отечественную рядом с ней принимают присягу и уходят на фронт. До сих пор военные приходят сюда за благословением. Православные люди уверены: пока икона-покровитель в соборе – город под защитой.

Источник: 5-tv.ru


|||||||
©2012 «Три Века», Все права защищены Три-века twitter  Три-века в контакте  Три-века facebook Яндекс.Метрика