English version
Главная Новости культуры Последние поступления Виртуальный тур

Новости культуры

19.06.2017

Музей Русского Импрессионизма показал коллекцию Спивакова

Талантливый человек талантлив во всем. Вопрос или утверждение? Корреспондент «МК» побывал на выставке «Увлечения» и теперь уверен, что для Владимира Спивакова коллекционирование – всего лишь милое хобби, о котором публике знать необязательно.

Выставки частных коллекций – особый жанр в музейном деле. Кураторам приходится работать с материалом, часто не гомогенным, лишенным какой бы то ни было концепции. Разумеется, в эпоху глобализации, любой уважающий себя коллекционер руководствуется при выборе произведений искусства не столько личным вкусом, сколько финансовым чутьем или диктатом моды. Но к собирательству должен быть талант, формирование коллекции искусства суть творчество.

Если с конца 19 века возникло осознание роли коллекционера, как человека, серьезно влияющего на художественный ландшафт, иногда стоящего у истоков новых направлений в искусстве, то сегодня с уверенностью можно говорить о коллекционировании не только, как о призвании, но и об отдельной профессии, даже предприятии. Многочисленные частные фонды, выросшие из личных коллекций – игроки поважнее государственных институций, обладая значительными финансовыми ресурсами, имеют возможность показывать у себя масштабные проекты ведущих современных художников.

В этой непростой ситуации классические музеи вынуждены бороться за зрителя изо всех сил. Не так давно было найдено гениальное решение противопоставить институту звезд совриска других звезд – коллекционеров.

Открывшаяся в «Музее Русского импрессионизма» выставка коллекции Владимира Спивакова «Увлечения», почти тот самый случай. Дело в том, что «русский импрессионизм» в истории отечественного искусства – период, скажем так, фантомный. Импрессионистами у нас принято называть не последователей Моне и Писарро, а тех, кого минула чаша «передвижничества», кто с импрессионизмом рядом пробегал, причем с опозданием в четверть века, например Константина Коровина. В некотором роде «Музей Русского Импрессионизма» — памятник неизвестному солдату. За неимением материала, музею приходится расширять наше представление об «импрессионизме» до абсурдных пределов – в конце концов все искусство есть чье-то впечатление от окружающего мира.

На первый взгляд «Увлечения», чуть больше девяносто произведений, в основном театральная графика Серебрянного века, компактно, без лишней помпы, втиснутые в пространство полутора этажей, способны подкупить публику своей интимностью. Нас как бы приглашают к Спивакову в гости, и пришли мы именно за тем, чтобы узнать хозяина лучше, или с какой-то другой, неизвестной доселе стороны.

К сожалению, кураторы ограничились этой очевидной идеей – сделать ставку на обаяние владельца. Как любой творческий человек Спиваков прожил яркую жизнь, приятельствовал с другими творческими людьми, в том числе художниками, и вот они тут все на стенах – между кабинетом и гостиной, напоминают хозяину о приятных моментах, посиделках до и после концертов.

Театральная графика «амазонки авангарда» Александры Экстер или ее ученика Павла Челищева, ожидаемый выбор для академического музыканта, разбавлены в коллекции Владимира Спивакова поздним Борисом Жутовским и Степаном Дудником, чьи полотна организаторы, ощутимо поставленные в тупик разнородностью собрания, постарались объединить более чем условной темой танца. Неоакадемист Егор Остров, представленный на выставке аж тремя произведениями или Наталья Нестерова сопровождены в качестве комментария цитатой из Спивакова, возвращающей нас к проблематике собственно «Музея Русского импрессионизма»: «исключительно то самое impression влияет на мой выбор, настроение – главный критерий».

Наконец, подборка подстекольной живописи, западноевропейский лубок конца XIX века, ежегодно приобретаемый Владимиром Спиваковым на блошином рынке Кольмара во время музыкального фестиваля, завершает «единство многообразия» с напрочь отсутствующей драматургией.

Источник: mk.ru


|||||||
©2012 «Три Века», Все права защищены Три-века twitter  Три-века в контакте  Три-века facebook Яндекс.Метрика