Новости

25.12.2017

Картина, считавшаяся подделкой, приписана Лукасу Старшему

ЛОНДОН. Более 100 лет искусствоведы-историки называли картину, купленную королевой Викторией в качестве рождественского подарка принцу Альберту подделкой 19-го века. Но новое поколение искусствоведов обнаружило, что они ошибались. Виктория и её советники не ошиблись, когда решили приобрести картину в 1840 году. Это подлинная работа немецкого мастера Лукаса Кранаха Старшего и его мастерской.

Во вторник великолепно отреставрированная работа вышла на публичный показ в Виндзорском замке, заняв место в Королевской гардеробной вместе с другими работами Кранаха.

Никола Кристи, руководитель отдела сохранения картин в Royal Collection Trust, приветствовал это открытие. “Это трепетное событие. Такое происходит не очень часто и мне очень приятно знать, что ошибка в атрибуции была исправлена”.

Картина «Портрет дамы и её сына» (написана примерно в 1510-1540 г.г.) показывает неподтверждённую супругу принца Священной Римской империи и её сына, которые стоят рука об руку.

Виктория и Альберт часто дарили друг другу картины на Рождество и дни рождения и Альберт, который проявлял большой интерес к раннему немецкому и нидерландскому искусству, скорее всего, был в восторге от настоящего Кранаха. “Кто бы не был?” – продолжает Кристи – “Для Виктории это было совершенно естественным и я уверен, когда она купила её, она считала это картиной Кранаха”.

В какой-то момент в начале 20-го века сомнения о происхождении плолтна были отброшены и авторство вновь было присвоено Францу Вольфгангу Рориху, художнику начала XIX века, подражателю Кранаха.

“Известно, что что-то около 40 версий этой композиции было произведено им”, – говорит Кристи. Рохрих продал их как оригинальные работы и их всё ещё можно найти в коллекциях по всему миру, а также в аукционных залах. На Christie’s в 2014 году один из таких портретов был продан за 25 000 фунтов стерлингов, при том, что подлинная картина Кранаха Старшего оценивается в 9,3 млн фунтов.

Историки предполагают, что Рохрих писал копии этой картины, подражая стилю Кранаха, из-за того, что не существовало известных версий оригинала. “Даже Рохрих не копировал потерянную картину Кранаха – это было изобретение Рориха”.

Примерно год назад ведущий эксперт по творчеству Кранаха, профессор Гуннар Гейденрайх, который раньше видел картину и имел о ней представление, посетил Королевскую коллекцию. Было проведено рентгеновское исследование с использованием инфракрасной рефлектографии, которое раскрыло два убедительных доказательства того, что картина не могла быть написана Рорихом и может быть подлинной работой Кранаха и его мастерской.

Сначала на поверхности панели под слоями краски были обнаружены характерные волокна, идентифицированные как сухожилия голубя, часто используемые в XVI веке для противодействия естественной деформмации и расщеплению древесины. “Рориху было бы невозможно подготовить свою панель так же, как это сделал бы Кранах и его мастерская”, – говорит Кристи. Второе открытие – свинцовый желтый пигмент, широко используемый во времена Кранаха, но не в XIX веке.

Профессор из Университета прикладных наук в Кёльне, Гейденрайх, убеждён, что это подлинник, который следует приписать Кранаху Старшему и его мастерской. Он попросил показать картину на выставке в Музее Кунстпаласт в Дюссельдорфе весной 2017 года, а до этого картина была очищена чтобы выявить её истинную красоту.

Поскольку картина считалась копией 19-го века, ранее она не публиковалась.

Кранах Старший был придворным художником саксонских монархов в Виттенберге и считается одним из самых важных художников немецкой школы Он был особой страстью принца Альберта, который приобрёл 12 картин Кранаха и его мастерской, многие в качестве подарков от королевы.

«Портрет Леди и её сына», написанный, предположительно, между 1510 и 1540 годами, можно увидеть теперь в королевской гардеробной в Виндзорском замке вместе с другими работами Кранаха и его мастерской: «Аполлоном и Дианой» (c. 1526), «Лукрецией» (1530) и «Судом Париса» (c. 1530-35).

Источник: gallerix.ru