Новости

29.04.2015

«Будни и праздники крепостного театра». Театральная усадьба

30 апреля 2015 года в Театральной школе усадьбы “Люблино” открылась выставка “Будни и праздники крепостного театра”, которая продолжит свою работу до 31 декабря 2018 года. Организаторы и участники выставки:  Московский государственный объединенный музей-заповедник «Коломенское-Измайлово-Лефортово-Люблино», Московский музей-усадьба “Останкино”, Галерея «Три Века».

Концепция выставки: И.К.Ефремова, кандидат искусствоведения.

Подмосковная усадьба Люблино, входящая в состав Московского государственного объединенного музея-заповедника, некогда принадлежала Николаю Алексеевичу Дурасову, оригиналу и хлебосолу, известному богатею, славившемуся на всю Москву своим необыкновенным гостеприимством. Его великолепный усадебный дом, построенный с дворцовым размахом, был возведен в 1806 году по проекту архитекторов     И. В. Еготова и Р. Р. Казакова – учеников В. И. Баженова и М. Ф. Казакова. Усадьба интересна не только своим оригинальным и хорошо сохранившимся домом-дворцом, но и отдельно расположенными зданиями Театра и Театральной школы. Включение в архитектурный комплекс усадьбы здания Театральной школы – явление уникальное для России.

Судя по первым чертежам 1810 года, в композицию  школы входили два отдельно стоявших одинаковых флигеля, соединенных между собой  двойной колоннадой. Фасады флигелей были выполнены в характерном для начала XIX века классическом стиле. В их оформлении использовались те же приемы, что и в архитектурном решении дворца – тройные венецианские окна с полуциркульным завершением над ними во втором этаже и с акцентами в виде сдвоенных пилястр в нижнем этаже. Фасады обоих флигелей были украшены рельефами с изображением «танцующих фигур». Двойная колоннада, соединяющая два флигеля, вторит архитектурному решению главного дома. Таким образом, здание гармонично вписывается в общий ансамбль усадьбы, являясь важнейшей составной частью архитектурного и садово-паркового ансамбля Люблина.

Расположенное близко к главному дому здание школы начинает ряд построек, выровненных в линию въездной аллеи в усадьбу. Школа, помимо своего прямого назначения, использовалась и как жилое помещение для крепостных актеров Н. А. Дурасова, в ней располагались также театральные гримировочные.

В люблинском имении музыка и театральные представления сопровождали все усадебные празднества. Оркестры Н. А. Дурасова и В. А. Всеволожского считались лучшими в Москве. Люблинский театр был не менее знаменит, чем усадебные театры в Кускове, Останкине и соседних Кузьминках. Труппа Н. А.Дурасова включала более сотни крепостных. Театром руководил замечательный актер и писатель П. А. Плавильщиков, благодаря которому мастерство люблинских артистов достигало высочайшего уровня. Впоследствии многие из них, получив вольную, переходили на  сцену императорских театров Москвы и Петербурга.

В 2010–2014 годах было отреставрировано историческое здание Театральной школы. К сожалению, в настоящее время мы располагаем весьма незначительным материалом по истории крепостного театра Н.А.Дурасова, и малого того, сведения о самом владельце скудны. Поэтому организованный в здании правого флигеля выставочный проект «Будни и праздники крепостного театра. Крепостной театр России второй половины XVIII – начала XIX века» основывается главным образом на подлинных иконографических, графических, живописных, печатных, исторических и мемориальных памятниках из фондов музея-усадьбы “Останкино”.

Сохранившийся в музее-усадьбе “Останкино” богатый иконографический материал по истории одного из наиболее прогрессивных и совершенных крепостных театров России – театра графов Шереметевых (а также отдельных предметов театрального реквизита театра С. С. Апраксина в усадьбе Ольгово) позволяет создать некий собирательный образ крепостных театров Москвы и Подмосковья. Организаторы проекта  попытались показать те невидимые постороннему наблюдателю процессы, которые всегда предшествовали в усадьбе всякому великолепному действу и грандиозному представлению.

Экспозиция основывается на письменных источниках и графическом материале, касающихся устройства и организации театров Шереметевых, партитурах, рукописных и печатных нотах, музыкальных инструментах и книгах по театральной тематике, эскизах театральных декораций и костюмов, аксессуаров моды. Особенно это относится к такому емкому в стилевом  и игровом отношении аксессуару театрального костюма, как веер.

Немаловажная роль отводится и подлинным предметам мебели русского классицизма и  аксессуарам моды из фондов музея-усадьбы “Останкино” и Московского государственного объединенного музея-заповедника “Коломенское–Измайлово–Лефортово–Люблино”. Они не только удачно «прижились» в небольших служебных интерьерах Театральной школы, но и способствуют созданию атмосферы особой достоверности  экспозиции, показывающей образ жизни и деятельности крепостных актеров.