Новости

21.12.2018

"Свет мой, зеркальце! скажи…"

     Сегодня нам трудно представить окружающий мир без зеркал – настолько прочно они вошли в нашу жизнь.  За свою многовековую историю они не раз упоминались в легендах, мифах, преданиях и литературных произведениях, изображались на полотнах живописцев.
     С зеркальным отражением в поверхности воды связан миф о Нарциссе, юноше, влюбившемся в собственный облик. Другой знаменитый древнегреческий миф посвящен Персею, победившему Медузу Горгону с помощью отполированного до блеска щита. Имя богини Психеи дало название зеркалу «псише».
     Зеркала, сделанные из гладко отполированного камня или драгоценных металлов, были известны задолго до нашей эры. Однако их современную историю принято вести с XIII века, когда в Европе – Голландии, Фландрии, Венеции – появились мастера-стеклодувы.

     Цена одного венецианского зеркала в то время равнялась цене небольшого судна, поэтому покупать и коллекционировать зеркала могли только богатые вельможи и особы королевской крови. Известными коллекционерами были короли Англии и Франции –  Генрих VIII и  Франциск I. Французская королева Анна Австрийская однажды появилась на балу в платье, украшенном кусочками зеркал, что при свете свечей вызывало чудесное сияние. Мария Медичи для своего Зеркального кабинета приобрела в Венеции более сотни зеркал, а ее внук «король-солнце» Людовик XIV создал в Версале знаменитую Зеркальную галерею, ставшую образцом для залов многих европейских дворцов.
     Впоследствии зеркала широко распространились по Европе, и уже не только дворяне, но и ремесленники и купцы могли украшать ими свои жилища.
     В Древней Руси было не принято держать в домах стенные зеркала. Первый зеркальный завод в России был построен только при Петре I, и вскоре российские архитекторы вполне овладели искусством размещения зеркал в интерьере. Сначала ими украшались преимущественно парадные залы, и лишь очень состоятельные вельможи могли позволить себе  иметь их в жилых комнатах. Однако уже спустя столетие зеркала стали повсеместно появляться в спальнях, кабинетах и пр.

     Произведения поэтов и писателей XIX века, а также воспоминания их современников свидетельствуют о том, какое внимание русские дворяне уделяли зеркалам,  обставляя свои особняки.
     Наверху парадной лестницы было принято ставить массивное зеркало; наибольшее количество зеркал помещалось в бальной зале. По воспоминаниям Е. П. Сушковой, знакомой А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова, зеркала «были размещены так, что отражали в одно время всех приехавших и приезжающих, и в одну минуту можно было разглядеть всех знакомых». Зеркала иллюзорно увеличивали пространство залы, многократно повторяя украшавшие ее цветы, канделябры, люстры, картины, мебель. Отражение сотен горящих свечей создавало эффект еще более яркого освещения.  Для того чтобы бальная зала выглядела более просторной, архитекторы ограничивали ее цветовую палитру: только белое и золотое. А в дополнение – серебряная поверхность зеркал. Однако, согласно правилам этикета, дамам запрещалось смотреться в эти зеркала во время танцев. Более того, непозволительно было оправлять свой туалет в присутствии мужчин. Для этого предназначались специальные помещения.

     Без зеркала невозможно было представить гостиную дворянского особняка. По словам историка и мемуариста М. Д. Бутурлина, «убранство гостиной было одинаково во всех домах. В двух простенках между окнами висели зеркала, а под ними – тумбочки или ломберные столы. В середине противоположной стороны стоял диван».
     Очень часто высокое зеркало устанавливали в последней комнате парадной анфилады напротив двери таким образом, что вся анфилада отражалась в нем. Это зрительно увеличивало количество парадных залов вдвое.

     Как правило, зеркало помещали в кабинете хозяина дома. Очень часто – над камином, а на каминную полку ставили часы, статуэтки, вазы и другие изящные предметы. М. Н. Загоскин в очерках «Москва и москвичи» так описывал «роскошный кабинет большого барина»: «По стенам картины в великолепных рамах. <…> Мраморный камин с огромным зеркалом, перед которым стоят бронзовые великолепные часы рококо». А. С. Пушкин среди других предметов обстановки кабинета героя повести «Выстрел» называет широкое зеркало над мраморным камином.
     Зеркало было неизменным предметом в комнатах женщин. В комнате Лизы, героини повести «Пиковая дама», А. С. Пушкин отмечал «ширмы, оклеенные обоями, комод, зеркальце и крашеную кровать». И. С. Тургенев в романе «Дворянское гнездо» упоминал «туалетный столик из штучного дерева, с медными бляхами и кривым зеркальцем», стоящий у окна. В. Ф. Одоевский в повести «Княжна Мими» описывал «заветную комнату, неприступную для мужчин»: «Там огромное зеркало <…> было окружено всеми прихотями причудливой моды; цветы, ленты, перья, локоны, перчатки, румяны – все было разбросано по столам, как Рафаэлевы арабески…».
      Зеркала использовали в мистических обрядах, основываясь на представлениях о «зеркальном», потустороннем мире. Отсюда – и множество примет, связанных с зеркалами, и святочные гадания, не раз воспетые в русской литературе. Зеркала ставили друг напротив друга, зажигали свечи.  Отражение многократно множилось, и считалось, что в этот момент открывается волшебный коридор, в котором можно увидеть будущее. «На Наташином столе стояли еще с вечера приготовленные Дуняшей зеркала, – писал Л. Н. Толстой в романе «Война и мир». – Наташа зажгла свечи и села. <…> Долго она сидела, глядя на ряд уходящих свечей в зеркалах…»
     Выставка «Свет мой, зеркальце! скажи…» дает возможность посетителям познакомиться с коллекцией зеркал XIX столетия, хранящихся в Государственном музее А. С. Пушкина.

 

 http://www.pushkinmuseum.ru/?q=exhibition/svet-moy-zerkalce-skazhi